«Ценность нельзя заложить автоматически в сознание молодого поколения. Они есть результатом ее внутренней активности. Но правильно организованный образовательный процесс стимулирует эту активность, помогает личности приобрести опыт толерантного отношения к мыслям или позициям других людей». Н. Ткачева

пятница, 24 января 2014 г.

Методическое объединение социальных педагогов г. Энергодар

23 января 2014 года в научно-методическом центре состоялось методическое объединение социальных педагогов на тему «Пути повышения эффективности социальной работы социального педагога с детьми с девиантным поведением в учебном заведении». Среди основных вопросов был «Методы социально-педагогической профилактики, коррекции и реабилитации в работе социального педагога». http://nmc.at.ua/



Социально-педагогическую помощь личности, склонной к девиантному поведению, можно рассматривать как комплекс социально - психологических и педагогических мероприятий, направленных на:
выявление и исправление условий, способствующих проявлениям девиантного поведения
создание благоприятного социально - психологического климата в микросоциальной окружении ребенка
создание возможностей для самореализации личности в обществе и т.п. .
Собственно социально - педагогическая помощь личности осуществляется по таким направлениям, как превенция (предупреждение, профилактика ) и интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация).
Методы ранней превенции
(предупреждения, профилактика) девиантного поведения
Методы формирования опыта поведения:
1. Требование - педагогическое воздействие на сознание учащихся с целью побудить их к положительной деятельности или торможения действий и поступков воспитанников, если они имеют негативный характер. Например, обращение руководителя группы или мастера производственного обучения прекратить негативное поведение отдельными учениками, выполнить поставленную задачу.
2. Общественное мнение как требование коллектива заключается в оценке обществом действий и поступков с целью побуждения учащихся к изменению к лучшему в его взглядах, навыках и привычках поведения; может быть выражена самой ученической сообществом, органами самоуправления, педагогами. Например, формирование отношения к коллективу, неформальных объединений в пределах группы и вне его, к моральным нормам и проявлений поведения учащихся.
3. Доверенность - ученикам дают задание, выполнение которого требует соответствующих позитивных действий и поступков. Например, осуществлять учебную опеку над учениками, которым трудно дается выполнение познавательных и практических задач.
Методы стимулирования деятельности и поведения:
1. Творческое соперничество - возникает как желание подростков к самоутверждению. Например, разделив группу учащихся на подгруппы согласно их неформального разделения, сориентировать их учебную и вне учебную деятельность на достижение положительных, общественно значимых целей.
2. Поощрение - деятельность коллектива оценивается положительно и это становится стимулом к ​​ее самоорганизации и совершенствования деятельности. Например, отмечены положительных достижений коллектива в отношении к другим ученических групп, в отдельных учеников.
3. Наказание как педагогический метод имеет место с целью прекратить или предупредить негативную деятельность коллектива. Например, за негативное поведение по отдельных учащихся , позитивное восприятие коллективом негативных действий подростков или неформальных объединений в рамках коллектива или вне его.
4 . Превентивное прогнозирования и планирования .
Процесс получения , обработки и анализа необходимой информации с целью  своевременного определения асоциального поведения, применение наиболее эффективных профилактических мероприятий.
Методы ранней интервенции (коррекция, реабилитация)
девиантного поведения
І. Методы коррекции
Коррекция девиантного поведения предполагает вмешательство в личностное пространство для стимулирования позитивных изменений, ослабление или устранение тех форм поведения личности, препятствующие ее социальной адаптации.
В индивидуальной коррекционной работе используются базовые методы коррекции: игровые методы, методы арт - терапии, телесно - ориентированной терапии, психодрамы, рисуночные техники, психогимнастика, а также ролевые игры.
Методы групповой коррекции, как правило, нацелены на выработку норм поведения и межличностного взаимодействия, развитие способности гибко реагировать на ситуацию, быстро перестраиваться в различных условиях и разных группах. В таких случаях используют специально разработанные методы, такие как психотехники, упражнения, ролевые игры, групповые дискуссии и т.д.
ІІ . Методы реабилитации
Актуальной становится проблема социально - психологической реабилитации детей с девиантным поведением (восстановление жизненных функций личности, дезадаптированного через зависимое поведение).
В социально - педагогической деятельности часто используются также методы социально - педагогической реабилитации.
Отдельную группу среди методов реабилитации составляют методы перевоспитания.
1.Метод перевоспитания - это педагогическое воздействие, направленное на предупреждение и преодоление отклонений в поведении личности. Существует две разновидности этого метода:
• Собственно перевоспитания (как перестройка структуры личности, где структура личности включает в себя мотив и поведение).
• Исправление (как искоренение определенных недостатков).
К методам перевоспитания относятся:
а) метод убеждения;
б) переобучение (как получение нового опыта);
в) переключение (труд, спорт, общественная деятельность);
г) метод " взрыва " (пример по Макаренко).
2. Метод преодоления конфликтов:
а) прямые - различают педагогические (просьба, убеждение, требование) и административные (предупреждение, приказ, увольнения, перевод, изгнание);
б) косвенные или опосредованные: авторитетного третьего, выхода чувств, метод эмоционального замещения, метод вынужденного выслушивания, метод расширения горизонта.
3. Методы лечебной педагогики: метод убеждения, перспективы, помощь в формировании навыков саморегуляции и самодисциплины, метод укрепления здоровья средствами искусства (слова,  хореография, рисование, музыкотерапия) организация двигательных и интеллектуальных игр (игротерапия), воспитания на положительных примерах, использования природы в лечебно-воспитательных целях.
4. Методы народной педагогики: воспитание словом, делом, религией, природой, искусством, традиции, игры и общественным мнением.
5. Метод тренинга (способствует развитию внимания, наблюдательности, умение понимать внутренний мир человека и влиять на него): тренинг экстремальных ситуаций, тренинг социальных ситуаций, рефлексивный тренинг, организационный тренинг.
6. Методы диагностики: наблюдение (включенное, систематическое, не систематично, ситуативное), первичная беседа (ознакомительная), анкетирование (открытое и закрытое), тестирование, социометрия, интервью, мониторинг, биографический метод (исследование жизненного пути человека).
7 . Классифицируют методы и по направленности:
• методы формирования сознания личности (демонстрация, беседа);
• методы стимулирования деятельности и поведения индивида (перспективы);

 Литература:
1.                Галагузова М. А. и др. Социальная педагогика: Курс лекций. –М., 2000. –С. 212-227.
2.                Социальная педагогика под ред. Галагузовой М. А. – М. – 2000.
3.                Адективное состояние человека: Учеб, пособие / С. В. Дремов, А. М. Уразаев, Н. Л. Мамышева. - Томск: Изд-во Томскогогос. пед. ун-та, 2000. - 90 с.
4.                 Антонова-Турченко А. Г. и др. Психологическая диагностика и коррекция трудновоспитуемых детей и подростков: Учеб. пособие.-К., 1997.-312с.
5.                Владинска Н., Петрова Н. Социально-педагогическая модель коррекционно-воспитательной работы // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. - В 2 т. - М., 1993. -Т. 2.
6. Змановская Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. - М.: Издат. центр "Академия", 2003. - 288 с.
7.                Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения. - М.: ТЦ "Сфера", 2003. -С. 99-154.
8.                 Ковалев А. Г. Психологические основы исправления правонарушителя. - М.: Юрид. лит., 1968.
9.                Козубовсъка I. В., Товканецъ Г. В. Соціальна профілактика девіантної поведінки: корекція відхилень у поведінці важковиховуваних дітей у процесі професійного педагогічного спілкування. - Ужгород: Патент, 1998. - 195 с.
10.           Максимова Н. Ю. Виховна робота з соціальне дезадаптованими школярами: К.: ІЗМН, 1997. - 136 с.
11.           Підласий I. П., Шарапова О. В. Корекція девіантної поведінки молодших школярів: Експериментальні матеріали. - Черкаси: ЧДГУ, 2002. - 44 с.



Комментариев нет:

Отправить комментарий