«Ценность нельзя заложить автоматически в сознание молодого поколения. Они есть результатом ее внутренней активности. Но правильно организованный образовательный процесс стимулирует эту активность, помогает личности приобрести опыт толерантного отношения к мыслям или позициям других людей». Н. Ткачева

понедельник, 11 ноября 2013 г.

Деловая игра для педагогов "Тест на толерантность"



 Цель:
1. Дополнить теоретическую информацию по проблеме толерантности.
2. Предложить практические материалы, способствующие воспитанию толерантных качеств детей.
3. Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.


I.  Мотивационно-организационный этап.

Современный мир жесток, жестокими становятся и дети. Именно поэтому мировая общественность выбрала толерантность основополагающим принципом морали.
Мы сегодня говорим о толерантности. Это слово вобрало в себя несколько понятий: отношение к себе, людям, миру, общение с людьми и миром. И все это с добротой, любовью, терпением. Вечное противостояние добра и зла помогает нам сделать выбор в пользу того или другого обстоятельства заставляют совершать поступки, определяющие наши качества.
Мы педагоги-психологи, а это значит, что несем ответственность не только за себя, но и за детей. Добро воспитывается добром, а зло порождает зло. Это непреложная истина.
- Давайте вспомним пословицы о душевной взаимосвязи взрослого и ребенка.
От плохого семени не жди доброго племени.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Что посеешь, то и пожнешь.
Поэтому нам, взрослым, нужно научиться взвешивать каждое слово, нести ответственность за каждый свой поступок, прежде чем принимать участие в воспитании детей.
Сегодня мы собрались, чтобы понять, каковы мы сами, на каком языке говорим с окружающими людьми и миром. Мы сделали попытку проверить наши души на доброту, радость, понимание и неравнодушие. Нашу взрослую игру мы так и назовем: «Тест на толерантность».
- Как вы понимаете, что такое толерантность (см. приложение понятие толерантности, функции; таблица - модель системы формирования толерантной личности в обществе)?

II.                Содержательный этап.

Каждый человек проживает свою жизнь по-разному, но каждый из нас проходит одни и те же этапы жизненного пути. Мы стоим на ступеньке называемой «Я», пытаемся понять – кто такой «Я». Затем осторожно поднимаемся на другую ступеньку, которая вводит нас в мир людей. Именно здесь каждый осознает, что он не один, завязывает отношения, проявляет эмоции, характер.
Переходя на ступеньку, именуемую «окружающий мир» мы видим жизнь еще в большем многообразии. Этот мир имеет политический фон, социальную окраску. Светлые моменты справедливости соседствуют с мрачными проявлениями жестокости и обмана. Вот здесь наше «Я» подвергается настоящему испытанию: «Как найти свое место в мире?».
Самая высокая ступень жизненного пути – творческая, олицетворяет высшую ступень человеческих умений. Мы предлагаем вам пройти по этим ступенькам. Итак, мы начинаем.
Ступенька «Я».
а) Игровое проектирование «самопрезентация» (выбрать качества присущие вам)
б) Участники разбиваются на 2 группы.
1 группа – толерантные человеческие качества.
2 группа – интолерантные человеческие качества.
в) Каменная стена. На стикерах участники пишут как толерантные так и интолерантные качества, присущие каждому.
Рефлексия: Итак, каждый из вас взглянул на себя, потому что признание слабых качеств, это есть ничто иное, как возможность духовного роста.
 
Ступенька «Мир людей».
Итак, мы с вами на следующей ступеньке. Здесь происходит обучение, живой контакт между людьми. И очень важно чтобы это общение было радостным. Возьмем самый простой пример: встречу со знакомым человеком.
В средние века от вас потребовались бы реверансы, в наше время требуется всего лишь сказать «здравствуй» и, может быть, спросить «как дела?». Очень часто это говорим так, что даже душа не вздрогнет: приветствие было, а встречи не произошло.
Если бы к общению подключали душу, как бы мы изменились сами, как изменили бы жизнь в себе и вокруг себя!

Упражнение «Необычные ситуации» (20-30мин.).
Цель: научить участников обнаруживать черты контактности и замечать контактных людей вокруг себя.
Материал: карточки с ситуативными заданиями.

         Карточка 1

Сегодня обычный рабочий день. Вы видите своих коллег далеко не первый раз. Уже, кажется, много чего о них знаете. Но почему-то вам вдруг захотелось заново "познакомиться" с этими людьми, попробовать увидеть их другими глазами.
 Задание: - открыть у давних знакомых новые привлекательные черты, которых раньше не замечали.

         Карточка 2.
 
Вы пришли в театр на прекрасное представление. Уже первое действие зацепило наилучшие струны вашей души. В антракте вы встречаетесь взглядами со многими зрителями и понимаете, что они чувствуют то же, что и вы.
 Задание: - обменяться с ними впечатлениями. 

Карточка 3.
 
Вы ожидаете на остановке автобус. Между тем решили съесть одну конфету из тех, что вы только что купили. Автобус задерживается. Те несколько пассажиров, которые ожидают транспорта вместе с вами, уже давно чувствуют себя самостоятельной группой, которая претендует на возможность в ближайшее время добраться  домой. Ваша конфета явно привлекает их внимание.
Ваше задание - привнести теплоту взаимопонимания в компанию на остановке.

Карточка 4.

Вы гуляете на детской площадке со своей племянницей. Пока дети играют, рядом с вами на скамью садится молодая мама и начинает рассказывать о своем ребенке. Вам кажется, что мама обеспокоена тем, что ее ребенок слишком подвижен, поэтому ей будет тяжело высидеть на уроках в школе.
Ваше задание - успокоить молодую маму.

Карточка 5.

 Вы - новый администратор небольшой фирмы. Сегодня ваш первый день работы. Вы загадали, что если вам сегодня удастся сделать каждому сотруднику комплимент и получить в ответ его улыбку, ваше новое место работы будет успешным.
Ваше задание - действовать.

Карточка 6.

Вы работаете с книгами в читальном зале. Вдруг чувствуете озарение - вы нашли ответ на вопрос, над которым долго рассуждали! Вы чувствуете потребность поделиться с окружающими радостным открытием.
Ваше задание - найти в читальном зале людей, которые Вас поймут.

Карточка 7.

Вы выступаете на конференции с докладом на тему "Толерантность и ее границы". Аудитория уже несколько устала и не проявляет активности и заинтересованности.
Ваше задание - произвести такое впечатление на аудиторию, чтобы вас внимательно стали слушать и задавали вопрос.
  
Карточка 8.

Вы находитесь в магазине одежды. Вдруг замечаете, что женщина, которая рядом с вами присмотрела себе костюм, расстроилась, потому что он на нее маловат, хотя очень понравился. Вы понимаете, что это уже была для нее последняя капля, и она сейчас расплачется.
Ваше задание - найти способ с ней заговорить и успокоить.

Карточка 9.

Вы возвращались после работы домой. В центре города к вам обратилась небольшая группка молодых людей с просьбой порекомендовать, какие именно исторические достопримечательности им  осмотреть в вашем прекрасном городе. Вы понимаете, что это не шутка, а молодые люди смотрят на вас с такой надеждой, что вы вдруг решаете стать для них гидом.
Ваше задание - предложить им свою помощь и заинтересовать рассказом.

Карточка 10.

Вы находитесь в зале ожидания в аэропорту. Должны были лететь в командировку, но рейс пока еще отложен на два часа. Рядом с вами много людей, но вы чувствуете себя одиноко и грустно. Однако решаете сами исправить ситуацию и найти приятных собеседников.
Ваше задание - подружиться с кем-нибудь из ваших соседей в зале ожидания.

Карточка 11.

Вы зашли в кафе. Неподалеку сидела небольшая компания, которая почему-то вам понравилась. В компании удачно шутили, напевали, весело общались. Но впоследствии почему-то замолчали и загрустили. Вы решили возобновить дух этой компании.
Ваше задание - подбодрить и развеселить этих людей.

Карточка 12.

Вы начали ходить в фитнесс клуб. По вашему мнению, ваша физическая форма не идеальна, но реально привлекательна. Заниматься на тренажерах молча, будто в одиночестве, вам не хочется.
Ваше задание - найти в спортзале людей, с которыми у вас много общего.

Инструкция: каждый из участников получает карточку, на которой описана определенная игровая ситуация и конкретное задание для участника. По мере готовности участники представляют предложенные им ситуации. Для того, чтобы другие участники могли подыграть, им в общих чертах сообщается контекст ситуации, например, "вы находитесь в спортклубе, занимаетесь в тренажерном зале" - и участники активно делают из себя вид посетителей спортклуба.
Обсуждение: удалось ли каждому из участников найти контактного человека? Как он себя вел, как "отзывался" в ситуации общения?
Наши взгляды, как вы уже убедились, разные. Но есть и общие: тема, которую мы обсуждаем, нас волнует. Мы взволнованы, и эта эмоция нас объединяет!

Мотивационно-побудительная игра «Волшебная палочка».
Вбрасывается одно слово «Солнце», каждый участник добавляет к нему по одному слову, получается одно предложение.
Рефлексия: Что вы почувствовали, коллеги? Друг друга? Ответственность?
 Ведь «волшебная» эстафетная палочка не давала вам уйти с дистанции или выполнить свою часть работы не на должном уровне. А вообще получилось хорошо!
В одном фильме десятиклассник написал: «Счастье – это когда тебя понимают». А ведь он прав: все человеческие беды от непонимания. И примеров тому более чем достаточно: не поняли друг друга и разошлись; не понял внутренний мир близкого человека и не поучавствовал в его судьбе; правительство одной страны не поняло позиций другой и решило войной добиться понимания…
Сейчас мы попробуем понять друг друга.

Волевая игра «Пойми меня».
Участники объединяются в пары. Один из пары объясняет значение слова другому. Упор делается на признаки этого предмета, явления и т.д. Используемые слова:
-    радость
-    сострадание
-    альтруизм
-    терпение
-    улыбка
Рефлексия: Мы взяли толерантные слова, попытались объяснить их. Что вы чувствовали?

Ступенька «Окружающий мир».
Что такое окружающий мир? Это пространство, в котором мы существуем. Иногда оно расширяется до размеров государства, а иногда сжимается до пределов нашей комнаты.
Мы зависим от чужих оценок, эмоции поглощают нас. Внутри назревает конфликт и мы выплескиваем его на других. Задаем себе вопрос: «Как жить спокойно?» – и порой затрудняемся найти ответ. Но какой бы ни была жизнь, надо всегда искать повод для радости! И даже в жирном минусе надо обязательно отыскать плюс.

Диагностическая игра «Найди плюсы и минусы».
-    Вы потеряли кошелек с крупной суммой денег.
-    Вы поругались с любимым человеком.
-    Вы опоздали на автобус.
-    Вы сегодня не ели, и обед не предвидится.
-    Вы сломали ногу.
-    У вас обокрали квартиру.
-    У вас очень грубый начальник и он часто «достает» вас.
Вывод: Важно уметь отличать действительные ценности от мнимых. Есть только три горя: болезнь, смерть и плохие дети. Все остальное – неприятности. Цените жизнь, дружбу, здоровье, семью. Радость начинается только с вас, а не с кого-то и не с чего-то. А умеем ли мы чувствовать других людей? Умеем ли понять их боль?

III.             Заключительный этап.

Ступенька «Творческая мастерская».
Самая высокая ступень – в творческую мастерскую. Подъем на нее не легок и крут. Но, поднявшись, мы преображаем не только свою душу, но и все, что нас окружает. И пусть сердечная недостаточность будет уделом равнодушных и нерадостных людей.
Упражнение «Портрет толерантной личности».
Участники объединяются в 3 группы и делают свою модель толерантной личности, затем каждая группа презентует свою модель.


Итог: Мы сегодня проверяли себя на толерантность. И хотя это была игра, она показала, что у нас не исказился взгляд и не очерствело сердце. У нас много времени впереди, мы сможем созидать добро, если к этому стремиться!

И хочу закончить нашу игру притчей «Две капли масла».

"Две капли масла"
Один купец отправил своего сына к главному мудрецу мира, чтобы узнать у него секрет счастья. Долго блуждал юноша пустыней, и вышел к прекрасному замку, который возвышался на вершине горы. Там жил Мудрец. Юноша думал, что увидит там святого старца, но вместо этого, войдя в замок, наш герой словно попал в роящейся улей: суетились купцы, по углам велись разговоры, играл небольшой оркестр, а стол был заставлен роскошными блюдами. Мудрец постоянно разговаривал с кем-то, и прошло достаточно много времени, пока подошла очередь юноши.
Мудрец внимательно выслушал, зачем пришел молодой человек, но сказал, что сейчас у него нет времени толковать ему Секрет Счастья. Пусть он пойдет посмотрит дворец и вернется через два часа.
-  Сделай лишь услугу, - попросил Мудрец, протягивая юноше ложечку с двумя каплями масла, - носи это с собой и смотри, не пролей.
Юноша направился наугад многочисленными залами дворца, не поднимая глаз с ложечки, а через два часа пришел назад.
- Ну что, - спросил мудрец, - ты видел персидские гобелены в моей столовой? А сад, который десять лет выращивал мой садовник? А роскошные пергаменты в моей библиотеке?
Растерянный юноша сознался, что не видел ничего, он заботился только о том, чтобы не разлить масла, доверенное ему Мудрецом.
-  Еще раз пойди и осмотри чудеса моего мира, - велел Мудрец. - Нельзя верить человеку, не зная дома, в котором он живет.
Утешенный юноша схватил ложечку и опять направился блуждать по дворцу, не пропуская в этот раз ни одного художественного произведения. Он увидел сад, окружающие горы, красоту цветов и то, с каким вкусом было все подобрано в замке, а вернувшись, детально обо всем рассказал.
- А где же масло, которое я тебе доверил? - спросил мудрец. Взлянув на ложечку юноша увидел, что масла там не осталось.
-  Ну что же, дам я тебе один совет, - произнес Наймудрейший из мудрецов. - Секрет Счастья заключается в том, чтобы увидеть все чудеса мира, не забыв о двух капельках масла.
Обсуждение: о чем эта притча? Чем могут быть для человека в метафорическом значении две капельки масла? Дал ли Мудрец рецепт настоящего счастья? Какие еще метафоры вы видите в притче и как бы вы их проинтерпретировали?

Комментариев нет:

Отправить комментарий