В педагогической
практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию
толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в
классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов,
организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов). Предлагаемые
ниже приемы и упражнения пополнят копилку воспитательных средств классного
руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в
классном коллективе.
1. Прием
«Обнаружение противоречий»
На флаге и гербе Южной
Кореи имеется символический знак - монада, в котором воплощена древняя
восточная теория о двух силах: «Инь» (темной, земной, пассивной, женской) и
«Ян» (светлой, небесной, активной, мужской). Вся вселенная покоится на
взаимодействии, сотрудничестве и борьбе этих двух начал, которые составляют
единство хаоса. Значения, открывающиеся при осмыслении монады, позволяют
использовать этот знак, более чем какой-либо другой, для формирования
толерантного сознания учащихся.
В мире нет силы без
слабости, юга без севера, верха без низа, тепла без холода, дня без ночи, жизни
без смерти, мужчины без женщины... Учитель может просить ребенка продолжить
этот ряд.
В человеке, как
частичке этого безграничного мира, также уживаются добро и и зло, активность и
пассивность, правда и ложь, свобода и зависимость, мудрость и глупость... Вновь
этот ряд может завершить ребенок. При перечислении пар антонимов учителю
следует визуально обращаться к заранее нарисованной модели монады.
Упражнение «Таблица антиподов»
Учитель просит ребенка
разделить страницу пополам и написать положительные и отрицательные черты своей
личности. Затем происходит обсуждение таблицы. Далее то же самое можно проделать
в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость (при условии,
если это индивидуальная беседа.».
2. Прием
«Коррекция позиций»
Обтекаемость формы
монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению,
неустойчивости, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести
множество: сегодня я люблю, а завтра ненавижу; в школе пассивен, а на улице -
активен; вчера я был здоров, а сегодня - болен; в прошлом году мне нравилась
математика, а в этом - биология; с другом я добр, а с предателем... Учитель
предлагает ребенку привести примеры из своей жизни, когда в ней происходили
неожиданные изменения. Все течет, все изменяется. И в различных жизненных
ситуациях оказываются востребованными как позитивные, так и негативные качества
человека.
Упражнение «Обрати минусы в плюсы»
Классный руководитель
вновь обращает внимание ребенка на составленную таблицу антиподов, где записаны
его отрицательные качества, и вместе они пытаются осмыслить, где и в какой
ситуации эти качества могут быть применимы. Например, нетерпимость приемлема по
отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно
проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления
нетерпимости.
3. Прием
«Акцент на лучшее»
Вновь обращение к
образу монады. Темное пятно - на светлом фоне и светлое пятно - на темном. Как
не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике
имеются ростки позитивного. Важно стараться принимать себя и других безусловно,
такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке
имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков».
Упражнение «Камушек в ботинке»
У каждого человека
имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который
мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на
каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает
жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).
Упражнение «Жемчужина в раковине»
Естественно и то, что
каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных
позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже
самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то,
что является его наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).
4. Прием
«Поиск толерантной позиции»
Согласно Э. Берну,
существует четыре жизненные позиции по отношению к себе и другим:
Я - о'кей, ты - о'кей. Это позиция вполне здоровой личности, символизирующая
достойную жизнь, позиция Героев и Принцев, Героинь и Принцесс.
Я - о'кей, ты - не о'кей. Я - Принц, а ты - Лягушка. Это позиция превосходства, надменности,
нетерпимости по отношению к людям, которых человек считает недостойным себя.
Я - не о'кей, ты - о'кей. Это позиция
неудачника, который потерял веру в себя, занимается самоуничижением и
самоедством.
Я - не о'кей, ты - не о'кей. Это позиция
безнадежности, отчаяния, потери жизненного смысла.
Упражнение «Превращение монады»
Классный руководитель
просит представить себе взаимодействие двух людей в образе монады. Что
происходит с рисунком монады, когда человек занимает ту или иную позицию в общении? Ребенок вместе с учителем пытается
сделать рисунок монады для каждой из четырех позиций. Анализ рисунков.
5. Прием
«Ломка стереотипов»
На самом деле мир, в
котором мы живем, не настолько прост, чтобы делить его на черный и белый, а
людей - только на хороших и плохих. Мир, окружающий нас, разноцветен и радужен,
а человек, как частичка его, таинствен и многогранен.
И счастлив тот, кто
сумеет отыскать как можно больше переходных цветов, мотивов, оттенков в себе и
других. Чем богаче и пестрее внутренний мир человека и окружающих нас людей,
тем интереснее жить.
Упражнение «Идеальный образ себя»
Учитель просит ребенка
нарисовать свою многоцветную монаду, состоящую из тех качеств, которые он
приемлет в себе, не разделяя их на черные и белые, хорошие и плохие, мужские и
женские. То же самое упражнение можно проделать в отношении человека, на кого
была направлена нетерпимость ребенка.
Описанные приемы могут
применяться классным руководителем в индивидуальной беседе с ребенком,
проявляющим нетерпимость в отношении чего-либо или кого-либо. Отдельные из них
могут служить также материалом для проведения классного часа на соответствующую
тематику с последующей организацией групповой рефлексии. Однако следует
отметить, что применение на практике этих приемов предполагает наличие гуманной
позиции классного руководителя по отношению к детям, высокую степень
доверительности в отношениях с ними, безусловное их принятие и поддержку. В
заключение хочется сказать, что педагогических приемов по формированию толерантности
существует достаточно много. Каждая педагогическая ситуация рождает новые
приемы, а каждый учитель использует те, которые соответствуют его
индивидуальному стилю.
Список литературы для чтения
1.
Байбаков А.М. Введение в педагогику толерантности: учеб.-метод. пособие
для педагогов и студентов / Под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО,
2002.
2.
Безлюлева Г.В, Шеламова Г.М. Толерантность: взгляд, поиск, решение. -
М.: Вербум, 2003.
3. Берн Э.
Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди,
которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред.
М.С. Мацковского; Послесловие Л.Г. Ионина и М.С. Мацковского. - СПб.: Лениздат,
1992.
4.
Декларация принципов толерантности // Учительская газета. - 2003., 12 сентября.
5. Зюзько
М.В. 5 шагов к себе: кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1992.
6. На пути
к толерантному сознанию / Под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2000.
7. Рожков
М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников:
учеб.-метод. пособие.-Ярославль, 2003.
8. Степанов П.В. Воспитание толерантности у
школьников: теория, методика, диагностика / Под ред. Л.И. Новиковой. - М.: АПК
и ПРО, 2003.
9. Фопель
К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения.
Пер. с нем. - М.: Генезис, 2003.
Комментариев нет:
Отправить комментарий